Добавить в избранное
+7 (495) 954-57-35   

17.06.11 Парк Хай-Лайн в Нью-Йорке: "Самая длинная зеленая крыша в мире"

В июне 2009 года у Центрального парка в Нью-Йорке появился серьезный конкурент — парк Хай-Лайн. Там, где раньше ездили грузовые поезда, теперь нью-йоркцы могут не только гулять, но и сидеть на солнце, наслаждаясь видом на Эмпайр-Стейт-билдинг, реку Гудзон и статую Свободы — и все это высоко над улицами. В начале 2010 года в парке Хай-Лайн встречали двухмиллионного посетителя. Нью-йорскский Хай-Лайн был построен около 1930 года. С этого времени грузовым поездам не приходилось ездить по улицам, создавая опасные ситуации. Теперь поезда могли ездить над ними. Появилась высотная железнодорожная линия на сваях между блоками домов на высоте от 5 до 9 метров и шириной от 9 до 18 метров. В течение 50 лет грузовые поезда ездили по участку почти в 2,5 км между сегодняшними Javits Convention Center и Gansevoort Street. Железнодорожная линия была закрыта в 1980 году. После этого о ней практически забыли.

Зеленое будущее железнодорожных линий

С тех пор многое изменилось: мрачный промышленный район в Челси стал артистическим центром с наибольшей концентрацией галерей в мире. А в последние несколько лет Стелла Маккартни перенесла свой бутик в квартал Митпэкинг, как сделали и многие другие «звезды» и дизайнеры. И все это время высоко над ними стояла железнодорожная линия на сваях. Здесь свободно прорастали семена, принесенные ветром и птицами. Затем, неожиданно, группа частных собственников, владеющих участками прямо под железнодорожной линией, пролоббировали решение о ее сносе. «Мы не можем этого допустить», — сказал Роберт Хаммонд, один из основателей общественной некоммерческой организации «Друзья Хай-Лайн», созданной в 1999 году. Он сам живет в Челси и хотел сохранить Хай-Лайн в своем районе. Группа «Друзей Хай-Лайн» сейчас насчитывает более 10 000 сторонников, среди которых есть и многие видные деятели. Им удалось убедить людей в необходимости сохранить Хай-Лайн, хотя еще в 2001 году мэр Нью-Йорка Руди Джулиани отдал приказ о ликвидации линии. В декабре 2002 года его преемник Майкл Блумберг распорядился сохранить Хай-Лайн, после чего разговоры о сносе линии прекратились. Напротив — лучшие ландшафтные архитекторы подали заявки на контракт «Висячие Сады».

Дизайн для необычного парка

Международный конкурс идей «Проектирование Хай-Лайн» был выигран в 2003 году группой специалистов, в которой были ландшафтный архитектор Джеймс Корнер и его компания Field Operations, архитекторы Диллер Скофидио и Ренфро, а также известный промышленный дизайнер Пит Аудолф. К этому времени они уже создали Миллениум-парк в Чикаго.

Их концепция предусматривала создание прудов и скамеек, как и в других парках. Река Гудзон, Эмпайр Стейт Билдинг и статуя Свободы должны были быть видны с разных точек обзора. Доступ к Хай-Лайн должен был обеспечиваться с помощью лестниц или лифтов, как и в случае с пригородными железнодорожными вокзалами. Парк должен был располагаться на всей протяженности прежних железнодорожных линий и достаточно широк, чтобы через него могли одновременно пройти два грузовых поезда. Не планировалось создание киосков или других коммерческих структур. Планировщики решили сохранить естественный характер флоры, которая процветала в этом районе на протяжении 20 лет. Железнодорожные пути тоже должны были оставаться видимыми, чтобы напомнить людям о происхождении парка.

Дизайн соединительных элементов

Компания Field Operations разработала систему «Доски»: дорожки из бетонных досок, сужающихся к одному концу, что позволяет сделать размытыми границы из твердых и мягких поверхностей. Эти дорожки стали соединительными элементами по всей длине линии Хай-Лайн, направляя посетителей парка или по узкой тропинке, или по широкому пути, проходящему через зеленые насаждения. Были отобраны 210 видов растений, в том числе различные кустарники и деревья, которые могли прекрасно расти на подложке со средней глубиной около 45 см. Дизайн парка позволяет сочетать в парке зоны разного микроклимата, от очень влажного до зон растительности с сухими степными травами. Декоративная растительность здесь не требовалась, чрезмерно быстрый рост был предусмотрен планом.

Там, где Хай-Лайн сужается, на высоте 2,5 метров над уровнем бывших путей проходит тропа, по которой посетители могут прогуливаться как по подиуму — под навесом из листьев высоких деревьев. Скамейки, словно выросшие из земли, приглашают посетителей присесть и отдохнуть во время прогулки. Здесь есть и открытая веранда с водоемами, и деревянные шезлонги, и многоуровневый гостиный уголок. Специальная просмотровая площадка позволяет людям наблюдать через оконное стекло движение на улицах внизу.

Концепции удалось самым убедительным образом объединить город и природу.

Возникшие проблемы

Строительство первого участка, примерно 800 метров в длину, было начато в 2006 году. В июне 2009 года был открыт участок от Генсвурт-Стрит до 20-й Стрит. Он включал в себя 12 из 22 блоков. Сейчас завершены примерно 800 метров второго участка.

Для «самой длинной зеленой кровли в мире» было выбрано дренажное устройство ZinCo Floradrain ®. Эта дренажная система имеет на верхней части специальные ячейки для хранения дождевой воды. Избыток воды надежно стекает по системе каналов. Элементы Floradrain ® были установлены по всей поверхности, даже под существующие линии для воды и электроэнергии.

С точки зрения логистики , очень важно, чтобы планирование и соблюдение сроков. «Друзья Хай-Лайн» и город Нью-Йорк под руководством мэра Блумберга, работают над обеспечением создания третьего и последнего участка парка. В решении городского совета Нью-Йорка от 29 июля 2010 года было указано, что последний участок может быть приобретен городом, и, таким образом, позволяет включить в парковую зону все 2400 метров.

Награды!

Хотя парк Хай-Лайн только частично завершены на сегодняшний день, инициаторы проекта уже выиграли много призов. Среди прочего, два основателя общества «Друзья Хай-Лайн», художник Роберт Хаммонд и писатель Джошуа Дэвид, получили медаль Джейн Джекобс в 2010 году от Фонда Рокфеллера. А месяцем ранее «Друзья Хай-Лайн были выдвинуты на премию Doris C. Freedman Award самим мэром Блумбергом. Во время конференции Greenroof Skyrise, которая состоялась в Сингапуре в ноябре 2010 года, «Друзья Хай-Лайн» были удостоены премии Green Roof Leadership Award 2010, которую они разделили с «Международной ассоциацией зеленой кровли». Эта награда вручается ежегодно за лучший проект зеленой кровли

Сегодня объединение «Друзья Хай-Лайн» обеспечивает около 90% финансовых ресурсов для проекта «Хай-Лайн» и отвечает за управление и содержание парка, а также за организацию этой программы.

Увеличение прибылей

На весь проект запланировано около 170 миллионов долларов, частично от частных инвесторов, частично из бюджета Нью-Йорка. Тем не менее, по оценкам экспертов, прибыль от парка составит в пять раз большую сумму!

Парк «Хай-Лайн» является «зеленым поясом», который привлекает не только любителей природы, фотографов, художников и музыкантов. Он вызывает интерес и у инвесторов на юго-западе Манхэттена.

Например, после открытия первого участка, в районе 14-й Стрит был построен отель Standard Hotel, созданный по проекту архитекторов «Польшек и Партнеры». А на 23-й Стрит теперь возвышается »HL 23», 14-этажная башня из стекла и бетона, проект которой разработал Нил Динэри. С нее открывается захватывающий вид на парк Хай-Лайн. Музей американского искусства «Уитни» строит новую галерею, проект которой разработан Ренцо Пьяно. В галерею можно будет попасть из южной части парка Хай-Лайн.

Модель для мира

Идея парка Хай-Лайн вдохновила подобные проекты по всему миру. Городские планировщики в Роттердаме, Гонконге, Сингапуре и Иерусалиме уже обратили внимание на этот парк. Есть планы превратить в зеленую зону заброшенный железнодорожный путь в Чикаго. В Филадельфии идут разговоры об аналогичном преобразовании 18-метрового виадука, а в Аталанте есть планы по созданию зеленого пояса вдоль железнодорожного коридора, который занимает примерно 35 км в центре города.

Популярность High Line Park является ярким свидетельством того, что люди, живущие в больших городах, больше не хотят ездить на большие расстояния, чтобы насладиться природой. Напротив, они желают любоваться ею прямо с порога своего дома. Это еще одна причина, чтобы продолжать высматривать на вершинах зданий подходящие места для создания садов с открытым доступом. С помощью современных технологий по озеленению крыш можно реализовать очень многие проекты.